СРО должна проверить своих членов. И что дальше?

Минэкономразвития подготовило поправки в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях". Текст законопроекта расположен на Едином портале проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Так, поправками предлагается конкретизировать порядок контроля саморегулируемой организацией (СРО) за деятельность собственных членов. Разобраться в предлагаемых новеллах мы попросили юристов – профессионалов в области СРО. И вот что у их вышло:

Статья 9 «Контроль саморегулируемой организации за деятельностью собственных членов» излагается в новейшей редакции. Так, предлагается установление форм контроля в виде текущего мониторинга, плановых и внеплановых проверок.

Предметом текущего мониторинга является соблюдение членом саморегулируемой организации требований Федерального закона, федеральных законов, регулирующих соответственный вид предпринимательской либо проф деятельности, федеральных эталонов, эталонов и правил саморегулируемой организации, внутренних документов и критерий членства в саморегулируемой организации. Текущий мониторинг ведется средством поиска и анализа инфы о деятельности членов СРО, в том числе, «с применением технических средств».

Отсутствие верно установленных критериев для ведения текущего мониторинга дозволит саморегулируемым организациям и их работникам неоправданно вмешиваться в предпринимательскую либо профессиональную деятельность компаний - членов СРО. При всем этом нерадивые СРО откажутся от такового вида контроля либо будут делать его формально. Также стоит отметить, что в предлагаемой редакции текущий мониторинг востребует существенных трудовых и денежных издержек, что в свою очередь отразится на членских взносах в саморегулируемую компанию и, как следствие, приведет к удорожанию саморегулирования для компаний – членов СРО.

Представляется, что мониторинг деятельности членов саморегулируемых организаций должен осуществляться на основании той инфы, которую компании предоставляю в свою СРО. Порядок представления и список представляемой организации определяется СРО в ее внутренних документах, которая потом анализируется в рамках текущего мониторинга. Анализ должен содержать выводы о вероятном несоблюдении членом СРО эталонов деятельности и требований к членству в саморегулируемой организации. На основании данного анализа СРО принимается решение о проведении в отношении ее члена либо внеплановой проверки в случае, если предполагаемое нарушение может повлечь непоправимые последствия, либо о плановой проверке в будущем году.

Частью 5 предлагается установить основания для проведения саморегулируемой организации внеплановой проверки деятельности собственного члена. Так, одним из оснований является информация о нарушении, ставшая известной саморегулируемой организации. Но в тексте законопроекта не уточняется определенный список и методы получения СРО таковой инфы. Данное основание для проведения проверки, также другие основания противоречат действиям Правительства Русской Федерации, направленным на сокращение контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской и проф деятельности. Также неопределенность оснований может употребляться нерадивыми саморегулируемыми организациями для безосновательного давления в отношении собственных членов.

Рассматриваемой статьей определяются подробные требования к подаваемым в СРО жалобам на деяния ее членов. При всем этом жалоба должна быть подписана подходящим уполномоченным лицом в случае, если такая жалоба подается юридическим лицом либо органом гос власти либо местного самоуправления. Дальше законопроектом не устанавливается порядок определения такового уполномоченного лица, в связи с чем данная норма является декларативной и не будет применяться в полном объеме. В тоже время отсутствие законодательного порядка определения соответственного уполномоченного лица позволяет неоправданно отказать в рассмотрении жалобы на деяния члена СРО.

Стоит отметить, что законопроект не содержит список случаев, в каких поданная жалоба не подлежит рассмотрению саморегулируемой организацией, не считая случаев ее несоответствия установленным требованиям. Требования, установленные в части 7, имеют расплывчатые формулировки и не позволяют сделать конкретных выводов об отсутствии предмета жалобы и несоответствии резонов лица о нарушении его прав действиями (бездействием) члена саморегулируемой организации.

При таком подходе жалобы на деятельность членов саморегулируемых организаций будут употребляться нерадивыми потребителями в качестве сведения личных счетов с определенным членом СРО. Нужно непосредственно найти, какие конкретно жалобы являются безосновательными и не подлежащими рассмотрению.

Частью 10 предусматривается обязанность члена СРО предоставлять информацию, нужную для проведения проверки. Но ответственность за непредставление либо представление инфы не в полном объеме таким членом устанавливается саморегулируемой организацией в случайном порядке. Отсутствие единообразного подхода к нареченной ответственности дозволит нерадивым СРО и их членам использовать малые виды ответственности за эти нарушения и тем игнорировать проводимые проверки без каких-то существенных последствий.

Частью 12 предлагается направлять лицу, направившему жалобу, акт проведенной проверки члена СРО. При всем этом в части 14 предоставляется право жалобщику оспорить в судебном порядке либо в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия результаты проведенной проверки. Такое оспаривание в трибунал результатов проверки делает нецелесообразным предстоящее рассмотрение жалобы. Представление обозначенного права жалобщику тянет нарушение прав и обязательств как саморегулируемой организации, так и ее члена, в отношении которого представлена жалоба. Стоит отметить, что в процессе проведенной проверки в акте проверки могут отражаться сведения, не подлежащие раскрытию третьим лицам, в том числе жалобщикам. При всем этом в части 15 установлена ответственность работников саморегулируемой организации за неразглашение и нераспространение сведений, приобретенных в процессе проведения проверки.

В связи с этим представляется целесообразным уведомление саморегулируемой организацией жалобщика о проводимой проверке и передаче результатов проверки в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия либо об отсутствии нарушения. Также представляется лишним направление копии решения органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия и члену саморегулируемой организации в связи с общественным размещением в трехдневных срок такового решения на веб-сайте саморегулируемой организации.

Илья Кордюков

Набор из 2 усиленных кронштейнов 15x5x3 cм цвет металл

Набор усиленных креплений поможет установить полки, созданные для размещения томных предметов — домашней техники, торгового оборудования и т.д. Модель выполнена в универсальном хромовом цвете. Корпус из высококачественного железного сплава с защитным покрытием устойчив к деформации, действию завышенной влажности и износу. Надежная и крепкая конструкция обеспечивает высочайшее качество крепления.

Достоинства: